Образ философа Хомы в повести «Вий»

Эта раздвоённость бытия героя повести отражала раздвоённость человеческого сознания, формирующегося в условиях неустроенности и трагизма современной действительности. Примечательным для нового этапа гоголевского творчества явился образ философа Хомы. Вся фантастическая история с панночкой-ведьмой просвечена характерной гоголевской иронией и юмором. Социальная проблематика повести кажется несколько приглушённой. Но она тем не менее явственно проглядывает. Хома Брут и его друзья живут в окружении злых, бездушных людей. Всюду Хому подстерегают опасности и лишения. Страшный образ Вия становится словно поэтическим обобщением этого лживого, жестокого мира.

Почему паночка(ведьма) выбрала Хому Брута? (Повесть"Вий")

Хома был натурой цельной и простой. Ему были несвойственны острые переживания, не знаком опыт противоречий, взлетов и падений. Он не сам приходит к ведьме, его принуждают к этому люди, с которыми он не имеет права спорить.

Похвальное дерзновение! 1. Нравится Показать список оценивших. в · Хома Брут. А уже есть фермы, в которых накапливается много гхи и.

Картины природы идиллически-мирной перемешаны здесь у Гоголя с пейзажами, полными мистического ужаса и тревоги. Красавица-панночка, дочь сотника, обладает способностью оборачиваться в собаку и в старуху; она пьет кровь у людей, особенно у детей; она носится на плечах у тех парней, которые ей нравятся, и замучивает их.

Про неё много страшных историй знают дворовые её отца. Пристрастие романтиков к пользованию волшебными мотивами народного творчества было присуще и Гоголю. Ему достаточно было намека для того, чтобы его собственное воображение легко и свободно начинало творить в этой области. Гоголь тяготел к этому миру фантазии и потусторонней жизни, вероятно, потому, что, нервный и впечатлительный с детства, он сам не чужд был мистицизма [2].

Вот почему все то ужасное, что творилось по ночам в церкви, около гроба ведьмы, описано Гоголем в таких ярких, живых красках, что производит впечатление кошмара, горячечной галлюцинации.

Реалистическое соединяется в повести с фантастическим, и эти два пласта действительности не исключают, а дополняют друг друга. Их взаимодействие оказывается очень важным для понимания концовки произведения и смерти Хомы Брута незадолго до рассвета во время его последней службы. Мрачные цвета природы, безлюдность церкви, находящейся в заброшенном месте, указывают на богооставленность героев повести.

Мысли о спасении души приобретают формальный характер и находят отражение лишь во внешнем следовании христианским обрядам, при этом даже сотник, отец Панночки, не присутствует при службе. Как результат — везде, в том числе и церкви, царят злые силы.

Хома Брут выполняет именно это церковное послушание: читает у гроба . но лукавые духи все понимают и отступают в страхе, ведь тут действует сам .. достоинстве перед Творцом и одновременно дерзновение просить его о .

Вся эта повесть есть народное предание. Разыскания ряда исследователей указали на большое число народных украинских и русских сказок, сходных по своим мотивам с гоголевской повестью. Это был последний творческий опыт создания живых характеров на основе народно-сказочного материала. Фантастика в этой повести выступала в сопоставлении с реальными человеческими характерами. Весьма интересно то, что как раз из картины, насыщенном фантастикой, цензура вычеркнула очень важные строки: Рельефно очерчена фигура верного слуги сотника казака Явтуха.

Статья о повести НВ Гоголя «Вий» (Страх и дерзновение Хомы Брута) (7-8 классы)

Урок внеклассного чтения по повести Н. На смерть, как на солнце, во все глаза не взглянешь. В этом произведении, являющемся одновременно и повестью, и философской притчей, объединены реалистические и фантастические , бытовые и символические, философские начала. Учащиеся должны были составить дома тестовые вопросы по содержанию повести.

Найдите, как автор описывает панночку в эпизодах трех ночей.

переживать страх смерти, дабы почувствовать себя живым5. Отсюда острая Ср. реакцию Хомы Брута в «Вии», «никак не мог он истолко- вать себе, что за как духовное дерзновение. Смерть Марьи.

Это и повесть, и притча, и объединение реализма и фантастики, бытовые и символические, философское начала. Одиночество и оставленность человека в мире. Страх, Хаос, Смерть и Ничто — постоянные спутники человеческого бытия — вот основные проблемы, поставленные Гоголем в повести. В образе Хомы Брута Гоголь воплотил новый тип философа, основные черты философии которого - одиночество, страх, отчаяние и дерзновение.

Гоголь увидел эти корни в народном мировоззрении. Именно гибельный Хаос ночного мира, со всеми порожденными им красотами и чудовищами, изображается Гоголем как то высшее, непостижимое, совершенное, что пробуждает в герое дремлющие эстетические и религиозные чувства. Итак, мифологический Хаос, изначальная мировая бездна, пустота, Ничто, вечная смерть и вечная жизнь. Понятия, антонимичные в дневном обыденном мире, являются синонимами в мире Хаоса — счастье и горе, жизнь и смерть, красота и уродство в бездне Хаоса слиты воедино.

Урок внеклассного чтения по повести Н. В. Гоголя «Вий» (7класс, 2 часа)

Это и повесть, и притча, и объединение реализма и фантастики, бытовые и символические, философское начала. Одиночество и оставленность человека в мире. Страх, Хаос, Смерть и Ничто — постоянные спутники человеческого бытия — вот основные проблемы, поставленные Гоголем в повести. Гоголь увидел эти корни в народном мировоззрении. Именно гибельный Хаос ночного мира, со всеми порожденными им красотами и чудовищами, изображается Гоголем как то высшее, непостижимое, совершенное, что пробуждает в герое дремлющие эстетические и религиозные чувства.

Итак, мифологический Хаос, изначальная мировая бездна, пустота, Ничто, вечная смерть и вечная жизнь.

губящий правсловная веру и несчастного Хому Брута (разве он русский ) Но есть стремлением борьбе, опасности, риску и дерзновению, и разве не И не может ли этот страх превращения в презренного.

Ученик 77 , на голосовании 5 месяцев назад Оракул 5 месяцев назад В образе Хомы Брута выступает человек из народа, крепко привязанный к жизни, любящий ее простые радости — сытный обед, горилку, женщин и, прежде всего, свою независимость. В Хоме Бруте много черт, роднящих его с запорожцами. Это цельная и мощная натура, ему чуждо и честолюбие, и страх, и корысть. Любил очень лежать и курить люльку. Если же пил, то непременно нанимал музыкантов и отплясывал трепака.

Любитель горилки, охотник покутить, даже в страстной четверг захаживающий на свидание к булочнице, — Хома попадает во власть таинственной демонической силы, становится жертвой необузданной страсти порочной панночки. Этот мотив оттенен и историей парубка Миколы, очарованного и соблазненного красотой панночки и в конце концов превращенного ею в золу. Эта социальная тема и служит основой для реалистической обрисовки образов и всего колорита повести.

Презентация к уроку литературы_7 класс_внеклассное чтение Н.В.Гоголь Вий

Фантастическое и реальное в повести Н. Три дня и три ночи Хомы Брута……………………………………………. Любое талантливое произведение обычно многогранно и не может быть сведено к одной единственной формуле, рассматриваться с одной единственной точки зрения.

имеет «страх Божий», сохраняет в себе целостность веры, старается бороться с ис В этом дерзновении рационально постичь духовные основания мира Хома Брут, оседланный ведьмой, истово крестится и громко читает.

для -адреса За дополнительной информацией обращайтесь по адресу .

А.Кротов"Вий" (25 апреля 2015г.). Дуэт Петровны и Явтуха.