Лифинцева Т.П. Категория «мужество быть» П.Тиллиха: онтология, теология, этика

немецкий мыслитель, классический филолог, композитор, поэт, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества 15 октября — 25 августа просмотров: Брат мой, если счастье сопутствует тебе, то у тебя только одна добродетель, и не более: Добро и зло, богатство и бедность, высокое и низкое, и все имена ценностей — все это станет оружием и будет воинственно утверждать, что жизнь должна превозмогать себя снова и снова! Если бы боги существовали, как бы вынес я, что я не бог? Если ты раб, то не можешь быть другом. Если тиран — не можешь иметь друзей. Есть дающие натуры и есть воздающие. Женщина мало что смыслит в чести.

Лучшие цитаты Фридриха Ницше

Тиллиха, опубликованное в Фомы Аквинского, Спинозы и Ницше. Главный вопрос для человека — это вопрос о его бытии или небытии.

Именно обладание собственностью, по Платону, порождает страх. страсти, которая достигается посредством разумной части души и называется мужеством. По Ф. Ницше, христианская мораль основана на страхе: человек.

Бытие и мужество В соответствии с условиями Фонда Терри эти лекции должны касаться вопросов религии в свете науки и философии. Это одно из важнейших понятий, помогающих осмыслить человеческую ситуацию. Мужество относится к сфере этики, но оно коренится во всем многообразии человеческого существования и в конечном счете в структуре самого бытия. В ходе диалога несколько первоначальных определений отвергаются.

Тогда Никий, знаменитый полководец, делает еще одну попытку. Ему, как военачальнику, следовало бы знать, что такое мужество, и уметь правильно определить его. Однако предложенное им определение, как и все прочие, оказывается несостоятельным.

Я благодарю тебя за эту чудесную жизнь, за этот мир, который ты создала! Я его так люблю! Я люблю свою семью, своих предков, свою землю! Мы будем любить друг друга, уважать, наслаждаться друг другом и нашей совместной жизнью. Мы с ним построим деревянный дом на берегу моря. На нашей веранде будет самовар.

«Вы хотите по возможности уничтожить страдание, — говорит Ницше, — и Изобретательность, выносливость, мужество, все, что есть в нашей душе задерживает его рост, ибо основное ее побуждение — страх перед всем.

Разве тот факт, что мужество не свойственно ни значительной сфере реальности, ни сущности всей реальности, не служит аргументом против онтологического характера мужества? Разве мужество не есть качество лишь человека, которое даже высшим животным можно приписать только по аналогии, но не в собственном его смысле? Разве это не означает решения в пользу нравственного, а не онтологического понимания мужества? Такой аргумент напоминает возражения, направленные против большинства метафизических понятий, разрабатываемых на протяжении истории человеческой мысли.

Но эти обвинения неосновательны. Они упускают из виду смысл онтологических понятий.

Ницше: романтика и самопреодоление

Разве тот факт, что мужество не свойственно ни значительной сфере реальности, ни сущности всей реальности, не служит аргументом против онтологического характера мужества? Разве мужество не есть качество лишь человека, которое даже высшим животным можно приписать только по аналогии, но не в собственном вго смысле? Разве это не означает решения в пользу нравственного, а не онтологического понимания мужества?

Одиночество пронизало всю жизнь и творчество Ницше, придав им тот человека, но сам человек должен найти в себе мужество стать их убийцей!.

И когда я говорил ко всем, я ни к кому не говорил. Но к вечеру канатные плясуны были моими товарищами и трупы; и я сам стал почти что трупом. Но с новым утром пришла ко мне и новая истина — тогда научился я говорить: И если хотите вы там говорить, ну что ж! Но перед толпою мы не хотим быть равны. Вы, высшие люди, уходите с базара! Вы, высшие люди, этот Бог был вашей величайшей опасностью. С тех пор как лежит он в могиле, вы впервые воскресли. Только теперь наступает великий полдень, только теперь высший человек становится — господином!

Поняли ли вы это слово, о братья мои? Не зияет ли здесь бездна для вас? Не лает ли здесь адский пес на вас? Только теперь гора человеческого будущего мечется в родовых муках. О братья мои, если что я могу любить в человеке, так это только то, что он есть переход и гибель.

Цитата Фридриха Вильгельма Ницше

По всей вероятности каждый мыслит в меру своей испорченности. Если уж у человека такие привычные предметы, как мыло , нож , верёвка, могут вызвать суицудные желания, то страшно подумать, что может вызвать в незрелых умах творчество такого яркого философа как Ницше. Поэтому воля не стремится к чему-то, чего у нее нет, к какому-то объекту вне ее самой, но волит самое себя с двойной целью самосохранения и самотрансцендирования.

Тема страха разрабатывается и в творчестве Ф. Ницше. По его мнению, существования и попыток принять этот страх в мужестве быть собой» [21, c.

О о народе стаде и преодолении страха: Ницше не боялся шокировать своих читателей, открыто ополчаясь на все, что мы привыкли почитать. Он мечет стрелы в демократию, значимость жалости и сочувствия, ценность общности, стремление к общему благу. Его жестокие слова заставляют нас хотя бы на несколько минут задуматься о том, каково это — не разделять привычных основополагающих ценностей своего времени.

Но философ сознательно идет на риск, чтобы заставить признать неприятные, но очень серьезные истины. Возможно, порой мы слишком озабочены тем, чтобы соответствовать общепринятым стандартам. Порой — слишком трусливы, потому что нас пугает возможность конфронтации. Естественно, это относится не ко всем. Какой же полезный урок мы можем извлечь?

Не является ли главной целью вашей жизни стремление защитить самого себя? Эта потребность стремится к удовлетворению, к наполнению своей формы содержанием; и она делает это грубо, в меру своей силы, нетерпения и напряжения, неразборчивая, как грубый аппетит, она исполняет все, что только ни прикажет ей кто-нибудь из повелевающих, — родители, учителя, законы, сословные предрассудки, общественное мнение. Странная ограниченность человеческого развития, его медленность, задержки, частое возвращение вспять и вращение на месте — все это связано с тем, что стадный инстинкт повиновения передается по наследству очень успешно и в ущерб искусству повелевания.

Если представить себе, что этот инстинкт дойдет когда-нибудь до крайности, то в мире совсем не будет отдающих приказы и независимых людей; или они будут внутренне страдать от нечистой совести, и для повелевания им придется обманывать себя — то есть делать вид, что и они сами лишь подчиняются.

Фридрих Ницше «Так говорил Заратустра»

Цитата Фридриха Вильгельма Ницше Мужество есть лишь у тех, кто ощутил сердцем страх; кто смотрит в пропасть, но смотрит с гордостью в глазах. Фундаментальная концепция Ницше включает в себя особые критерии оценки действительности, поставившие под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений и впоследствии отразившиеся в философии жизни.

Будучи изложенными в афористической манере, большинство сочинений Ницше не поддаются однозначной интерпретации и вызывают много споров. В нем повествуется о судьбе и учении бродячего философа, взявшего себе имя Заратустра в честь древнеперсидского пророка Зороастра Заратуштры.

Фридрих Вильгельм Ницше. Так говорил Заратустра Лишь у того есть мужество, кто знает страх, но побеждает его, кто видит бездну.

, 22Когда не знаешь, что делать, делай шаг вперёд. Из древнего самурайского кодекса Бусидо … полное бесстрашие объясняется недостатком фантазии… Ф. Ницше Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится её, тот мужествен, и в этом мужество. Аристотель Мужество не бывает без страха. Ремарк Недостаток смелости менее всего извиняется молодыми людьми, которые в храбрости обыкновенно видят верх человеческих достоинств и извинение всевозможных пороков.

Пушкин Мужество без благоразумия — только особый вид трусости. Сенека Не так страшен чёрт, как его малюют.

- открытая библиотека учебной информации

Ответ на вопрос Гамлета: Отвечая, автор предлагает свое прочтение экзистенциальной традиции, соотносит ее с общечеловеческой и христианской этикой. Тиллих рассматривает историю европейской цивилизации сквозь призму мужества как формы ответа на тревогу человеческого существования: В нашу эпоху глобализации, экономических и экологических кризисов анализ Тиллиха приобретает новый смысл.

Такие книги побуждают задаваться вопросами о смысле жизни и культуры, о значении христианской традиции, о диалоге между традициями, конфессиями и культурами. Пауль Тиллих - выдающийся немецко-американский теолог, философ-экзистенциалист.

Мысли о том, что такое страх и как им управлять. Фото. Страх перед проступком низким и недостойным есть мужество. — Бенджамин.

Разве тот факт, что мужество не свойственно ни значительной сфере реальности, ни сущности всей реальности, не служит аргументом против онтологического характера мужества? Разве мужество не есть качество лишь человека, которое даже высшим животным можно приписать только по аналогии, но не в собственном вго смысле? Разве это не означает решения в пользу нравственного, а не онтологического понимания мужества?

Такой аргумент напоминает возражения, направленные против большинства метафизических понятий, разрабатываемых на протяжении истории человеческой мысли. Но эти обвинения неосновательны. Они упускают из виду смысл онтологических понятий. Назначение этих понятий состоит не в описании онтологической природы реальности с точки зрения субъективной или объективной стороны нашего повседневного опыта. Назначение всякого онтологического понятия — использовать одну из областей нашего опыта для того, чтобы указать на характерные черты самого бытия, которые находятся над пропастью, разделяющей субъективность и объективность, и которые, в силу этого, нельзя выразить на языке, заимствованном из объективной или из субъективной области нашего опыта.

Онтология говорит на языке аналогий. Бытие как бытие трансцендирует как объективность, так и субъективность. Но чтобы приблизиться к бытию в познании, нужно воспользоваться и объективным, и субъективным опытом.

О высшем человеке

Спиноза и Гёте превыше всего ценят покой. Тот, кто ничего не хочет и не ждет, не познает горечи разочарования. Но ничего и не совершит. Ни один мореплаватель не снимется с якоря, если не надеется доплыть до далекого порта. Иллюзия, которую дарит нам надежда, сладостна и необходима для того, чтобы выжить среди трудностей, несчастий и непереносимых тягот.

Ибо страх -- наследственное, основное чувство человека; страхом Но мужество, дух приключений, любовь к неизвестному, к тому, на что никто еще.

Поэтому я выбрал понятие, в котором сошлись воедино теологические, социологические и философские проблемы, — понятие"мужества". Это одно из важнейших понятий, помогающих осмыслить человеческую ситуацию. Мужество относится к сфере этики, но оно коренится во всем многообразии человеческого существования и в конечном счете в структуре самого бытия. Для того чтобы понять"мужество" этически, следует прежде рассмотреть его онтологически.

Необходимость выхода за рамки этики проявляется со всей очевидностью в одном из древнейших философских споров о мужестве — в диалоге Платона"Лахет". В ходе диалога несколько первоначальных определений отвергаются. Тогда Никий, знаменитый полководец, делает еще одну попытку. Ему, как военачальнику, следовало бы знать, что такое мужество, и уметь правильно определить его.

Однако предложенное им определение, как и все прочие, оказывается несостоятельным. Если, как он утверждает, мужество — это знание о том,"когда следует опасаться и когда дерзать", то вопрос приобретает универсальный характер:

Страх Господень. Преодоление боязливости и мужество - Пестов Н. Е.